Суббота, 18.05.2024, 21:25                                        

МБОУ "Центр образования"

                               
                              
                             Торжок

методическая копилка

Главная » Файлы » начальная школа » уроки

Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников
[ · Скачать удаленно () ] 23.11.2010, 13:29
 
 
Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников
 
 Учитель: Смирнова Маргарита Владимировна
 
МОУ Центр образования 2009-2010 учебный год.
 
 
I. Обоснование актуальности проблемы
"Я слышал, что жизнь неплохая штука, но я предпочитаю чтение". Л.П. Смит "Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать".
   Сесиль Лупан Глубоко убеждена, чтобы воспитать у детей любовь к книге надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, осознанно, выразительно и бегло, так как это умение является общеучебным. Чтение в начальном обучении играет исключительно большую роль в образовании, воспитании и развитии младших школьников. От того, как читает ученик, в большой зависимости находится вся его школьная успеваемость. Чтение - это не только то, чему учат ребенка, но и то, посредством чего он обучается по каждому из учебных предметов. Не секрет, что 90% информации усваивается, если её добываешь сам (в процессе чтения). Значит, чтение дает человеку знание, является источником его дальнейшего развития.
   Данные по анализу техники чтения выпускников начальной школы в нашей области говорят о том, что до 40% детей в некоторых районах так и не научились читать (например, целыми словами, невысокая техника чтения). При переходе из начальной школы в среднее звено такие дети не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется и своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов. В следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Не читающий ребенок, подросток - серьезная школьная проблема.
   Поэтому перед нами (учителями) стоит задача развивать и совершенствовать технику чтения для дальнейшего успешного обучения. Коснулась эта проблема и моих учеников и послужила шагом к разработке и дальнейшей реализации данного проекта в течение 4 лет обучения с I по IV классы.
     II. Цель моей работы:
    Разработать и реализовать систему работы по развитию и совершенствованию техники чтения учащихся для дальнейшего успешного обучения.
     III. Этапы моей работы
           1этап. Подбор и изучение литературы по данной теме. Задачи. Изучить литературу по данной проблеме и наметить основные этапы работы в этом направлении. Изучив литературу по данному вопросу (Приложение 1), составила тематический глоссарий (Приложение 2) и наметила основные этапы работы по данной теме.
             2этап. Диагностические замеры техники чтения.
    Задача. Диагностика уровня сформированности у учащихся навыка чтения.
  Непременным условием правильно-организованного процесса обучения чтению является контроль за уровнем сформированности у школьников навыка чтения, как в целом, так и по каждому из компонентов, составляющих этот навык - осознанности, правильности, беглости , выразительности ,способа чтения. Контрольные проверки провожу индивидуально, с соблюдением принципа психологической комфортности учащихся и в соответствии с требованиями к проведению замеров техники чтения. Результаты фиксирую в таблице.
   Требование к проведению замеров скорости чтения.
Текст для замеров должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать.
Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8 до 12 %.
Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну – ка, из - за)считать как 2 слова.
 Если в начале замера скорость мала, то надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после этого проводить замер.
Замеры проводит учитель, завуч присутствует, располагаясь вне поля зрения ученика и контролируя ученика по дубликату текста.
Результаты фиксирую в таблице. (См. таблицу)
Число проверенных учащихся – Понимают прочитанное - Способ чтения. Читают по слогам и целыми словами - Читают целыми словами - Без ошибок - С ошибками - Пропуск, замена, искажение букв, слогов - Ошибки в постановке ударения - Ошибки в окончании слов - Темп чтения. Ниже нормы - В норме - Выше нормы - Выразительность чтения. Соблюдение логических ударений, пауз, тона, темпа - Читают монотонно - Умение выделять главную мысль -
           3этап. Анализ результатов диагностики техники чтения, выявление причин затруднений учащихся при чтении.
           Задачи. Проанализировать результаты диагностики и выявить причины затруднений учащихся при чтении.
    По результатам замеров скорости чтения и по наблюдениям рассматриваю следующие диагностические ситуации: - если скорость чтения ещё не достигла скорости разговорной речи (меньше 120 слов в минуту), то надо увеличить частоту тренировок, для чего можно использовать ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения, вариант трёхкратного прочтения одного и того же минутного отрывка текста; - если скорость чтения меньше 100 слов в минуту, то не вполне развита оперативная память, надо использовать зрительные диктанты по И. Т . Федоренко; - Если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, надо использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед сном, щадящее чтение; - если падает осмысленность чтения, надо усилить упражнения по пересказу содержания; - если падает выразительность чтения, то надо использовать тройку упражнений по И. Т. Федоренко – И. Г. Пальченко; - если ребёнок устойчиво застрял на каком–то значении скорости чтения и нет прибавки результата, то надо помочь ему преодолеть этот барьер, используя многократное чтение и стимулирование. То есть анализ результатов показал, что в классе есть группа учащихся, которая испытывает трудности при чтении Причины этих затруднений различны.:
- недостаточное развитие артикуляции;
- малое поле зрения читателя (участок графической информации,
воспринимаемой глазами за одну фиксацию);
- регрессия (возвратные движения глаз к плохо прочитанному или совсем
непонятному);
- слаборазвитая оперативная память (ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего, четвёртого слов, забывает первое слово, а следовательно никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память.)
- антиципация (недостаточное использование смысловой догадки);
- неумение найти главное в тексте.
       4 этап. Подбор упражнений для развития и совершенствования техники чтения.
   Задачи. Подбор и проведение специальных упражнений для развития и совершенствования техники чтения. Исходя из выявленных затруднений, подбираю и провожу вначале урока чтения (русского языка) на незнакомом тексте специальные упражнения для совершенствования техники чтения.
1. Упражнения для развития речевого аппарата (речевые разминки – смотри приложение
        3). а) Упражнения в четком проговаривании скороговорок, чистоговорок.
Задание: Прочитайте скороговорку три раза медленно, быстрее, совсем быстро, но без ошибок, четко выговаривая все звуки. Коля колья колет, Поля поле полет. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
             б) Упражнения в четком произношении абзаца, строфы, предложения из текста с различными вариантами проговаривания (от медленного четкого до максимально быстрого четкого; чтение с ускорением, проговаривание шепотом друг другу; орфоэпическое (как произносим), орфографическое (как пишем), чтение с повышением и понижением голоса, чтение скороговоркой , чтение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, сердито, весело и т. д.
       Задание: "Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое". (Из рассказа "Растрепанный воробей" К.Г. Паустовского, 3 кл.) - Прочитай предложение медленно, четко проговаривая слова.
- Прочитай предложение быстро, четко проговаривая слова.
- Прочитай предложение с ускорением.
- Прочитай предложение шепотом другому.
- Прочитай предложение с повышением и понижением голоса. в) Упражнение на четкое произношение гласных, гласных и согласных, различное сочетание гласных. ао оа аи иа ои
ао ои уа ау ыа
уы ыу оу уо оы
аэ оэ аи уэ эу аоу оиа аыи уаи
уоа иаа эуэ оао
ыээ оуо аооа
уауа аыуо уыао
Прочитайте на одном выдохе. а-о-у-э-ы
о-у-ы-а-э
а-ы-о-э-у Прочитайте слоги на одном выдохе, делая ударение на выделенном. ра-ро-ру-ры-рэ
ря-рё-рю-ри-ре
арь-орь-урь-ырь-ерь Прочитайте звуки и слоги на одном выдохе, повышая голос к концу строки (понижая голос в конце строки, как в конце предложения). я-е-ю-и
о-ё-а-я-ы-и
ре-рё-рю-ря
ле-лё-лю-ля
лы-ли-ны-ни Прочитайте на одном выдохе. 3 раза: шёпотом, тихо, громко. ла-лэ-лы-лу-ло
ал-эл-ыл-ул-ол
кла-клэ-клы-клу-кло
        2. Упражнения на расширение поля чтения и развитие оперативной памяти. Вспоминаю свой 1 класс, когда дети учились читать по слогам. Усвоив слияние согласного с гласным, ребёнок запоминает слоги и глядя поочерёдно на каждый слог в слове, узнаёт его и проговаривает. Проходит много времени, прежде чем ученик научится достаточно быстро переносить прямой взгляд от слога к слогу так, чтобы прочитать слово целиком. И . хотя он уже в состоянии увидеть, узнать и проговорить многие несложные слова, он продолжает цепляться взглядом за слоги. Ребёнку трудно анализировать прочитанное, потому что все силы ушли на то , чтобы прочитать. Он не воспринимает слово целиком, не в состоянии вникнуть в его смысл. Дойдя до конца предложения, абзаца, страницы, он с трудом вспоминает, что было в начале. Предлагаю детям 3 группы упражнений
   1) на развитие бокового зрения;
   2) на отработку прямого взгляда;
   3) на снятие напряжения речевого аппарата.
Упражнение 1. «Кто больше увидит» Не отводя взгляда от точки, перечисли предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.
Упражнение 2. «Отгадай букву». Глядя на квадрат, назови буквы (цифры, фигуры) используя боковое зрение. Расстояние от квадрата постепенно увеличиваю.
 Упражнение 3. «Вижу - не вижу». Направляя прямой взгляд на красный квадрат, назови букву. Если ребенок не видит буквы, нижний листок дидактического пособия продвигаю, приближаю к прямому взгляду ребенка до тех пор, пока ребенок не узнает букву. Возле прорези делаю пометку. В другой раз букву устанавливаю чуть дальше.
Упражнение 4. «Сажаю морковку». Рисую ящик с морковками. Глядя на первый слог – хвостик, надо увидеть все слово на морковке (учитываю, что дети боковым зрением могут увидеть не более 5 букв). Упражнение 5. «Длинная морковка». Если морковка выросла слишком большая, тогда в ящике она будет выглядеть таким образом. Прямой взгляд надо переносить с хвостика морковки на кончик и читать начало и конец слова. Тот момент, когда взгляд направлен на начало слова, боковым зрением ребенок улавливает то, что написано в середине слова. Перенося взгляд на конец слова, он еще раз видит середину, еще раз контролируя себя.
Упражнение 6. «Начало - конец». В некотором государстве Читаем начало и конец слова. При повторном чтении добиваемся того, чтобы прямой взгляд перепрыгивал на начало и конец слова, но середина слова при этом проговаривалась.
 Упражнение 7. «Фотографирование слова». Машина магазин каникулы Пишу слово, закрывая его полоской бумаги, оставляя только первый слог, на который и направлен прямой взгляд. Слово открываю на короткое время. Ребенок, используя боковое зрение, должен успеть его назвать. Упражнение 8. «Восстанови окончание». Вороб… сидел на ветк…и чирикал.
 Упражнение 9. «Чтение в темпе скороговорки ранее отработанного отрывка текста». Дети проговаривают на большой скорости первое словосочетание, затем добавляют еще 2 слова и читают с той же скоростью И так до конца отрывка В некотором царстве… В некотором царстве, в некотором государстве… В некотором царстве, в некотором государств, жил-был … В некотором царстве, в некотором государств, жил-был, богатый купец.
  а) Зрительные диктанты И. Т.Федоренко (Приложение 4) Зрительные диктанты были разработаны профессором И .Т .Федоренко. В своей работе я использовала эти наборы на третьем году обучения. Считаю, что в комплексе с другими упражнениями, направленными на развитие и совершенствования техники чтения они сыграли немаловажную роль. Дети легко улавливали смысл предложения, с интересом вовлекались в чтение и запоминание новых предложений, читать становилось интересно, процесс обучения чтению шёл эффективно. В каждом из 18 наборов этих диктантов имеется 6 предложений. В чём их особенность? Если первое предложение «Тает снег.» содержит всего 2 слова , а это 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв (9 слов). Сосны высокие и могучие росли на крутом берегу моря. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по1-2 буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. Следовательно, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 9 слов. Но при одном условии- написании зрительных диктантов должно быть ежедневным. Тренировка от случая к случаю результатов не даёт. Методика проведения диктантов. 1. Запись 1 набора диктанта на доске учителем.
     2. Чтение только про себя и запоминание учащимися 1 предложения в течении 4-7 секунд. 3. Запись 1 предложения уч- ся (при стёртой записи 1 предложения на доске) 4. . Чтение про себя и запоминание учащимися 2 предложения в течении 4-7 секунд. 5. Запись 2 предложения уч- ся (при стёртой записи 2 предложения на доске) и т. д. В случае, если дети при письме часто заглядывают в тетрадь соседу по парте, на следующий день работу с этим набором предложений следует повторить. И так до тех пор, пока все дети не будут писать самостоятельно. Только в этом случае можно переходить к следующему набору. Записываем предложения на листочках бумаги, т. к . записи в тетрадях будут мешать запоминанию. Листочки с записями детям не возвращаются и не проверяются. Если возвратить листки ученикам с исправленными ошибками, то они будут стараться запомнить и слова в предложении и буквы в словах. Учебная задача усложняется, что затрудняет развитие памяти.
      - б) Упражнение "Фотоглаз". В упражнение можно включать слова из знакомого произведения, или использовать текст нового рассказа (сказки), которые за короткое время ученик должен воспринять и ответить на предложенные вопросы. Задание: Сфотографируйте столбик слов (… секунд) и приготовьтесь ответить на вопросы. лес зима цветы мачеха корзина собирать наступила (С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев") - Есть ли в этих словах слово СНЕГ, ЗИМА? - Какое слово последнее? - Какое слово первое? - Есть ли в словах слово МАТУШКА, МАЧЕХА? в) Таблицы Шульте. ( Приложение 5) 164
935
782
ЗИГЕ
ДАКМ
ВЛЖБ
Варианты заданий: - Как можно быстрее найди все числа от 1 до 9 (буквы по алфавиту), указывая карандашом. - Запомни расположение 2-х, 3-х, 4-х следующих друг за другом чисел (букв) одновременно по строкам, столбцам Указание: Помни, глаза смотрят в центр, видят всё целиком. г) Упражнения "Кто быстрее". Задание: В словах незнакомого текста вычеркни букву О, (буквы А,О). Подсчитай количество букв. Ворона. Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой… А уж в воздухе - вешние звоны, Даже дух занялся у вороны… Вдруг запрыгала в бок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком: Что белеет под нежною травкой? Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки… Это всё у вороны - игрушки, И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!.. (А. Блок) д) Корректурные таблицы Бурдона. (Приложение 6) е) Упражнение "Самый быстрый". Кто быстрее найдет в тексте слово, предложение, имя героя, самое длинное слово и т.д. ё) "Чтение-разведка". Отделите друг от друга имена былинных персонажей, читая все время слоги через одинаковое количество слогов. Определи кто лишний? ВЛА-ИЛЬ-РАЗ-ДИ-Я-БОЙ-МИР-МУ-НИК-кра-ро-до-сно-мец-бры-сол-со-ня-ныш-ло-ники-ко-вей-тич (Владимир Красно Солнышко, Илья Муромец, Соловей-разбойник, Добрыня Никитич.)
       3.Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.
    а) Выработка внимания к окончанию слова. (Чтение слов с общим корнем) вода, водный, водичка
белый, белье, белить, белизна
родина, родной
     б) Выработка внимания к корню слова. (Чтение слов с общим окончанием). чистота, частота девушка, дедушка
булка, белка
машина, малина
шишки, шашки
      в) Сочетание существительного с прилагательным. у чистого берега
у дальнего леса
с глубокого дна
     г) Виды работы над текстом. - Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль рассказа. - Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-х сложных слов. - Нахождение в тексте и чтение сочетаний: а) сущ. + прил. б) сущ. + глагол в) местоимение + глагол (и наоборот) - Пометка и чтение непонятных слов. - Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги. Например: про-ис-шест-ви-е
вос-хи-ти-тель-но - Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске). печальный - грустный
радостный - весёлый
развеселился - обрадовался
несчастье – беда - Чтение слов, к которым даны сноски. - Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения. - Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации. - Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. - Чтение самого красивого места в рассказе (стихотворении). - Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. (И наоборот). - Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль рассказа. - Чтение и установление, что правдиво, и что вымышлено (для сказки). - Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками, крылатыми выражениями (для басен). - Чтение с сокращением текста (подготовка к сжатому пересказу). - Чтение, составление сценария к минифильму. - Нахождение предложений (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек. - Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой и т.д. - Нахождение и чтение слов (предложений), которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. - Нахождение и чтение образных слов и описаний.
     4. Упражнение на развитие смысловой догадки (предугадывание) - Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.
   а) Антиципация частей пословиц, поговорок. Например: Готовь сани летом, а …(телегу зимой) Кто пахать не ленится, у того …(и хлеб родиться) Кончил дело, … (гуляй смело)
    б) Антиципация частей диалога Задание. В этом диалоге известной русской сказки недостаёт двух реплик. Если ты внимательно прочитаешь диалог, то сможешь восстановить недостающие реплики. - Здравствуй, сестрица! - ______________________ - Дай мне рыбки! - ______________________ - Я не умею. - Эка, ведь я же наловила!
    г) "Путанка" Задание. Поставь перепутанные буквы в словах на место, и вы познакомитесь с докучной сказкой. Лиж-был ацрь, У ацря лбы ровд, На водре лбы кло, Ан луко чаломо Не чатьна ил каскуз счанала? (Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала?)
         5. Упражнения на развитие скорости чтения.
    а) "Губы" Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. Задание: - Читай про себя! (Дети к плотно сжатым губам прикладывают палец левой руки.)
   б) "Молния" По команде "Молния" осуществляется переход с чтения в комфортном режиме на чтение в максимально ускоренном режиме и продолжается с 20 секунд до 2 минут.
   в) "Догони" Разноскоростное чтение учителем текста. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за ним. Путем внезапной остановки на каком-либо слове, учитель осуществляет выборочную проверку. Ученик должен показать слово или продолжить чтение.
   г) "Инструкция" Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовый материал для тренировки чтения. Алгоритм заданий записан на доске. Дети делают всё молча.
 1. Прочитай загадку. По реке плывет бревно Ох, и злющее оно.
 2. Составь с отгадкой предложение.
 3. Подойди к учителю и на ухо скажи его.
д) "Сравни" Это упражнение активизирует деятельность (дети видят свой "рост" и убеждаются в том, что труд приносит успехи) В индивидуальных тетрадях учета скорости чтения учащиеся фиксируют раз в неделю скорость чтения домашнего и незнакомого текста. Сравнивают новый результат с предыдущими. Дата.Скорость чтения домашнего текста.Скорость чтения незнакомого текста


е) "Спринт" Читая про себя на максимальной скорости (губы плотно сжаты), найти ответы на поставленные вопросы. ж) "Снежный ком" Выбираются 2-3 предложения. Читаем первое слово. Быстро повторив его ещё раз, прочитываем второе. Повторив первые два, читаем третье. И так до конца в быстром темпе. Например: "Рыжий", "рыжий кот", "рыжий кот бесшумно", "рыжий кот бесшумно передвигался", "рыжий кот бесшумно передвигался по траве".
з) "Снежный ком по кругу" Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: ваза, ваза-вода, ваза-вода-ведро, ваза-вода-ведро-вафли, …
и) Самозамеры скорости чтения. (Провожу ежедневно, в конце урока, за 5 минут до звонка. Ребята , в течении 1 минуты читают текст в жужжащем режиме, делают пометку слова, пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в индивидуальный дневник. Результат свидетельствует об увеличении скорости чтения. Вот и ситуация успеха!) Тройка следующих упражнений из системы И. Т . Федоренко – И.Г. Пальченко можно использовать и для совершенствования выразительности чтения, и для развития скорости чтения.
к) Многократное чтение. Алгоритм выполнения. 1. Чтение учителем начала текста. 2. Осознание учащимися. 3. Повторное чтение текста учащимися в течение 1 минуты. 4. Фиксирование учащимися последнего слова при чтении.
          5. Повторное чтение этого же отрывка за 1 минуту.
        6. Фиксирование учащимися последнего слова при чтении. 7. Сравнение нового результата с предыдущим. (Ситуация успеха.) Естественно, во второй раз ребятки прочитали на несколько слов больше, что конечно же вызывает у них положительные эмоции. У каждого из ребят они проявляются по-разному. У одних восторг, у других - удивление. А есть ребята, которые высказывают желание прочитать текст третий раз и уверенно прогнозируют положительный результат. Однако более трёх раз не следует читать отрывок, а , разумно, подытожить этот вид работы и вспомнить пословицы о чтении и труде (приложение 3) Далее предлагаю изменить задание и на этом успешном отрывке потренировать артикуляционный аппарат и использовать следующее упражнение.
л)Чтение в темпе скороговорки. (Это упражнение только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности понижены. Но повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Установка: чётко проговаривай окончания слов! Длительность упражнения не более 30 секунд.) Похвалив ребят, перехожу к последнему самому ответственному упражнению. .
м) Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую часть текста. Даю детям установку: теперь будем читать чуть медленнее, но выразительно и красиво! Ребята выразительно прочитывают знакомую часть текста, продолжая читать в том же эмоционально повышенном темпе и незнакомую часть (1-2 строчки). При ежедневном выполнении этих упражнений длительность выразительного чтения с повышенной скоростью увеличивается.
н) Троекратное прочтение одного и того же минутного отрывка текста. Использую в том случае когда скорость чтения ребёнка не растёт (50- 60 слов в минуту). Не исключена возможность, что ребёнок в этом случае, читает в такт своим собственным колебаниям ( внутренним и внешним – качание на стуле) ,что может стать устойчивой трудно преодолимой привычкой.
         Даю родителям такой рецепт: «Читаем три отрывка ежедневно, по три раза подряд». Алгоритм выполнения. 1) Чтение текста в течение 1 минуты. 2) Определение скорости чтения 3) Повторное чтение текста в течение 1 минуты. 4) Определение скорости чтения. Ситуация успеха и похвала. 5) Повторное чтение текста в течение 1 минуты.
   6) Определение скорости чтения. Ситуация успеха и похвала. о) Пятиминутки жужжащего чтения. Целесообразно и эффективно так же проведение пятиминуток жужжащего чтения на всех уроках (кроме физкультуры). Ученики знают, что этот опыт заимствован в школах Монголии. У каждого ребёнка на порте лежит книга. И любой урок начинается с пятиминутки жужжащего чтения , когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью. Эффективность жужжащего чтения в том, что за урок я могу опросить человек восемь, при этом каждый упражняется около 2 х минут. А так в классе читают 20 человек и отводимое время 5 минут. Повышению скорости чтения способствуют также п) совместные семейные чтения и регулярное чтение перед сном. Старинная поговорка гласит: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий". Чтение, как последнее событие дня, фиксируется эмоциональной памятью, и ребенок все время сна находится под эмоциональным впечатлением. Как проверить читают ли дети перед сном? Поможет небольшая беседа перед уроком. -Что вы читали вчера перед сном? -Как звали героев? -Как выглядели герои? -Что они делали? -Снились или нет? р) Режим щадящего чтения. Если ребёнок не любит читать, а это значит у него при чтении возникают трудности, рекомендую родителям и применяю в работе режим щадящего чтения. Ребёнок прочитывает 1-2 строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим получается если ребёнок листает странички книги и прочитывает заголовки рассказов, стихотворений, сказок, читает городские вывески, корешки книг на читательской полке. 6.Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами (провожу во 2 классе). Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения как залога успеха всего дальнейшего обучения хорошо понятна и близка каждому учителю. Система тренировочных упражнений , которую я использую в работе решает эту задачу. Данная система была разработана учительницей Московской школы Любовью Игнатьевой , а я немного скорректировала её в соответствии с особенностями своего класса. Считаю, что не надо забывать, что у каждого ребёнка свой темп чтения. Упражнения провожу как обязательный этап урока чтения, занимающий 10 минут и включающий 3 этапа. 1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. 2. Чтение блоков. 3. Отработка дикции. 1 этап. «Дыхательная гимнастика и подготовка голоса . »Чтобы выразительно говорить и читать, надо уметь ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием». Упражнения, формирующие навык владения дыханием и голосом. Задуйте свечу. Ребятки, представьте, что на руке стоит одна большая свеча. Задуйте её. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте 3 свечи. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Задуйте каждую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните воздух тремя порциями. Именинный пирог. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть , как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Побрызгайте бельё водой.(1, 2. 3 приёма) Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох , на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Используя скороговорку можно немного изменить это упражнение. Как на горке, на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка… (и т. д. до полного выдоха). Радует тот факт, что через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок. Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, распевно, баском, чётко произнося звук (м). Мам, мёду б нам, Мам, молока бы нам. В лифте. Вы едете в лифте и объявляете этажи. Чем выше этаж, тем выше голос и наоборот. Едем сначала с первого на девятый , а потом вниз. Ручка в зубах. Молча напиши в воздухе своё имя. Произнеси своё имя, зажав ручку зубами и губами. А эти упражнения снимают усталость после длительного чтения больших текстов. Шумный выдох Великан (изобрази, что ты проглотил 7 слонов, домов). 2 этап. Чтение блоков. Этот этап направлен на системные тренировки речевого аппарата ребёнка, на раннее выявление дефектов речи, на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. При построении блоков соблюдён принцип обучения от простого к сложному. Читается блок учащимися про себя , затем хором. При прочтении блоков полезно вспомнить об ударении, ударном слоге, отрабатывать различные варианты звучания слова при изменении ударного слога. 3 этап. Отработка дикции (чёткое проговаривание звуков). Для проверки эффективности этой работы провожу ежемесячный контроль за техникой чтения учащихся. И ещё один совет. Важна не длительность, а частота тренировочных предложений по чтению. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, то, что мелькает. Именно это создаёт раздражение и усиливает процесс запоминания. Упражнения, направленные на развитие навыка чтения. Представленные здесь задания я использую для уроков чтения во 2, 3 классах. Они помогают развить у учеников сознательность, правильность, беглость, выразительность чтения. Кроме того, вносят в урок элемент занимательности, делают его более интересным. 1. Чьи стихи? Задание. Поэты, написавшие эти стихи, очень скромные. Они прячут своё имя внутри строчек, между слов. Догадайтесь, кто написал стихи. Внутри снопа, укрыт от глаз, Спокойно спал я целый час. Вдали зарница - пляска света: Гроза шумит, наверно, где-то. Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной. Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду. Как птицы с юга, тучек стаи, Струясь, плывут над лесом в мае. Люблю я край родных озёр, Шуршит камыш, горит костёр. 2. Анаграммы Задание. Переставьте буквы, не прибавляя и не выбрасывая ни одной так, чтобы получилось новое слово. Укор – урок Уклон – кулон Кобура – Манишка – машинка Актёр – тёрка Банка- кабан Ткани - нитка Масло – смола 3. Ребусы Лодка – ложка Кашка – кошка 4. Назови одним словом. Задание. Подберите к данным словам обобщающее. -ножницы, пила, грабли, молоток (инструменты) -Зелёный, синий, красный, жёлтый (цвета) -Холодильник, телевизор, стиральная машина (бытовые электроприборы) 5. Зашифрованное слово Задание. Взяв из каждого слова только первые слоги, составьте новое слово.
Август – тормоз (автор) Баран, рана, банщик (барабан) Кора, лото, боксёр (колобок) Колос, рота, ваза (корова) Молоко, нерест, таракан (монета) 6. Зашифрованное слово. Задание. Догадайтесь, какой слог нужно взять из каждого слова, чтобы получилось новое слово. Пластинка, картина, павлин (пластилин) Мука, рагу, диван (караван) Обруч, каша (ручка) 6. Найди четвёртое слово. Утро – ночь Зима - ? (мороз, январь, дверь, сани, осень) 7. Слоговицы Задание. В слоговицах каждая цифра обозначает какой-нибудь слог, который может встречаться в других словах. Значения слов – в строчках стихотворений-загадок. Догадайтесь, какие слова зашифрованы. Не обязательно угадывать первое слово, можно начать с любого. 1 – 2 – 3 Зимой дорожки расчищает, (бульдозер) 3 – 4 Во влажной почве прорастает, (зерно) 2 – 5 – 4 Игра для взрослых и детей, (домино) 5 – 4 – 4 – 7 Один из грозных кораблей. (миноносец) 1 – 2 – 3 Сказанье о богатыря, (былина) 4 – 1 – 5 Волк тащит по лесу в зубах, (добыча) 5 – 6 – 7 Сродни волшебнику и магу, (чародей) 4 – 6 – 8 Ведёт не делая ни шагу. (дорога) 5. Мотивация читательской деятельности. Задачи. Создавать условия для формирования потребности в постоянном, самостоятельном чтении книг. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: "Прочти, пожалуйста! Прочти!" Не надо умолять сестрицу: "Ну прочитай ещё страницу!" Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать! Необходимо, начиная с первого класса, на уроках и во внеурочной деятельности прививать ученикам интерес к чтению. Для этого использую следующие направления: - Посещение библиотек (Ведь, очевидно, что пробудить интерес к чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой.) - Проведение конкурсов, викторин, литературных путешествий, карнавал литературных героев, где дети являются самыми главными и активными участниками. - Инсценирование произведений, чтение и рассказывание учителем сказок, стихотворений. - Оказание помощи при выборе книг с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. - Включение в уроки чтения заданий творческого, поискового характера, на которых непосредственное чтение литературного произведения органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, толкование пословиц о книге и труде (смотри приложение 3) ) и т.д. Вся система заданий ставит детей в активную позицию, пробуждает интерес, развивает воображение, фантазию и позволяет в занимательной игровой форме многому научиться. 6. Внедрение в практику и предполагаемые результаты реализации проекта. Задачи. Выстроить и реализовать на практике систему работы по развитию и совершенствованию техники чтения учащихся и отслеживать результаты реализации проекта. Выстраиваю и реализую на практике систему работы по развитию техники чтения. Прививаю ученикам интерес к чтению в рамках урочной и внеурочной деятельности, в том числе и через творческое общение с библиотекарями и родителями. Нацеливаю учащихся на ведение читательских дневников. Провожу контрольные диагностические замеры навыка чтения (в конце каждой учебной четверти). Сравниваю результаты проверки с результатами предыдущей четверти, полугодия, года, чтобы увидеть качественный рост, выявить положительное у каждого, похвалить учеников за усердие и старание. (См. таблицу) Проверка навыка чтения во 2 классе (конец 1 четверти). Число проверенных учащихся - 20 чел. Понимают прочитанное - 17 чел. - 85 %
Способ чтения. Читают по слогам – 9 чел. – 45 % Читают по слогам и целыми словами - 7 чел. – 35 % Читают целыми словами – 4 чел. - 20% Без ошибок – 11 чел. – 55 % С ошибками - 9 чел. – 45 % Пропуск, замена, искажение букв, слогов - 3 чел. – 15 % Повторы слов и слогов – 3 чел. – 15 % Ошибки в постановке ударения - 2 чел. – 10 % Ошибки в окончании слов - 2 чел. – 10 %
Темп чтения. Ниже нормы - 12 чел. – 60 % В норме – 6 чел. – 30 % Выше нормы - 2 чел. – 10 %
Выразительность чтения.
Соблюдение логических ударений, пауз, тона, тем<
Категория: уроки | Добавил: MOUxCO | Теги: успеваемость, Развитие и совершенствование техник, школьников, чтение, техники, любовь к книге
Просмотров: 9322 | Загрузок: 6004 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.9/7
Всего комментариев: 1
1 Ильсияр  
0
Хороший материал-спасибо...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]